Кабаре: от «малой сцены» до «мулен руж»

Кабаре: от "малой сцены" до "мулен руж"

Фото: lumiere-mag.ru

Первое немецкое кабаре было открыто более века назад в Берлине, однако, тогда обстановка в заведении была тяжелой и мрачной, никак не фривольной. А что стало с кабаре потом? Они бы совсем исчезли с лица Земли, если бы не красная мельница, а появилась она на бульваре Клиши.

Итак, житель Берлина Эрнст фон Вольцоген открыл первое в немецкой столице кабаре, называлось оно Uberbrettl (Uber — сверх, brettl — малая сцена), такого рода развлечений в мире еще не было, формат был действительно новый.

В теории за создание кабаре выступил Отто Юлиус Бирбаум, он твердил о создание «сверхчеловека» по Ницше, пропагандировал философию данного гения. Оба названных человека — Вольцоген и Бирбаум решили, что необходимо создать место для развлечений, где со сцены можно было бы вывести новую «породу» людей. Вот так и начиналась эра кабаре.

Что это все значит? Это значит превратить вульгарность в эстетическое совершенство. Таким образом, в самом зале столиков не предполагалось, а вот на сцене показывали самостоятельные номера, которые сменялись импровизацией, а иногда и литературными пародиями. Первое время кабаре посещали лишь авангардисты, но оно и понятно. Эти люди презирали каноны традиционного искусства, также в стенах кабаре уже можно было встретить элиту русской эмиграции.

И что же было дальше? А дальше — вульгарный период. Германия переживала не само лучшее время, а с Первой Мировой возвращались солдаты, они были покалечены, в категорию новых клиентов вошли и фермеры, и простые горожане, все они бросали вызов занудности интеллигенции. Теперь на танцовщицах были уже не пышные наряды, а более дешевые и откровенные, стало больше тела. И сами танцы стали уда более вульгарными, то же самое касается самой обстановки в помещении — кругом стоял дым, комната заполонялась сомнительными личностями, короче говоря, — кабаре превратилось в притоны, дешевые и вульгарные, которые удовлетворяли потребности послевоенных немцев.

Что касается родины кабаре — Франции, там все было по-иному, ведь еще Наполеон загнал в подполье шансонье, которые потом нашли себе новую сцену. Таким образом, в Париже стали открываться шантан-кафе. Всякого рода поэты, музыканты, и, конечно, красотки-дамы. Теперь у художника Родольфа Салиса появилась идея создания кабаре, свое детище он решил назвать «Черный кот», именно это место очень гармонично вошло в жизнь на Монмартре.

В «Черном коте» танцевали, ставили одноактные пьесы и скетчи, в которых играли два или три человека. Были в заведении и объединённые выступлениями конферансье, там же исполнялся и шансон. Так вот, досуг такого рода стал быстро подтягивать к себе публику, кабаре во Франции стало символом свободы, можно было прикоснуться к запретному плоду, но при этом никто не терял своей репутации.

С тех пор кабаре стало распространяться по всему миру, теперь уже открылась Бродячая собака в Санкт-Петербурге и Четыре кота (Els Quatre Gats) в Барселоне. Сначала все было очень круто, кабаре пользовались популярностью, а известные люди этой славе содействовали, например, славу арт-подвалу в Питере подарили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, если бы не их присутствие, кто бы туда ходил? А вот во многих странах кабаре вовсе не прижилось, вскоре помещения таких заведений переделали в бард-кафе или вообще — литературные чтения и собрания революционеров.

Но это за мельница красного цвета, которая спасла кабаре? Это здание построил декоратор Леон-Адольф Вилетт, оно является символом входа в заведение, которому пророчили величие. В день открытия Эйфелевой башни бал открыт самый популярный в мире кабаре — Мулен Руж (фр. Moulin Rouge, буквально Красная мельница). В это заведение ходили такие люди, как Пикассо, Оскар Уайльд, даже члены королевских семей, среди них — принц Уэльский, все они приезжали в Мулен Руж, чтобы посмотреть канкан и его прекрасных исполнительниц.

Кабаре Мулен Руж ( Moulin Rouge )


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: