Пока страны западной Европы были расколоты на сторонников и противников равноправия полов, в Российской Империи этим вопросом особо не задавались. Однако возможности прекрасного пола в России того времени были ничтожно малы. Самосознание начало расти, и уже к середине XIX столетия начали функционировать особые женские общества.
Впервые женские союзы появились в 50-ые годы XIX века. Боролись организации за доступ к образованию и за оплату труда. Подобные движения находили сочувствие у дам из обеспеченных, высокопоставленных семейств, а участницы занимались просветительской деятельностью. Вскоре открылись «Высшие женские курсы», можно было получать профессиональное образование. Вскоре вопрос о правах женщин встал ребром.
Однако в едином фронте вскоре наметился раскол. Известная в будущем большевичка Коллонтай выступала за всеобщее избирательное право, либеральное крыло призывало бороться за признание отличия женщин от мужчин.
Несмотря на это, в начале двадцатого века «Лига равноправия женщин» насчитывала в своем составе более десяти тысяч человек, а представительства имела в полсотни городах. Участницы группировки подготавливали также фундамент закона о будущем равноправии полов.
Крупнейшее событие феминистского движения в России произошло после революции. Возле резиденции Временного правительства собралась многотысячная толпа женщин, добившаяся в итоге введения женского избирательного права! В этом деле Россия была одной из первых стран.
Изначально интересы «Лиги равноправия» и большевиков совпадали, но в дальнейшем их пути разошлись. В СССР женщинам отводили роль, с которой они не хотели соглашаться. Все организации, которые отказывались сотрудничать с партией запретили, а идеологию феминизма отрицали.
Большевики пропагандировали идею о том, что даровали женщинам все возможные права.
Интересен вопрос и с брачным законодательством, которое то ослаблялось, то вновь ужесточалось, в зависимости от внутриполитической ситуации. Страдали от этого, в первую очередь, жёны.
Очередной пик феминистской активности пришелся на 70ые-80ые годы. Появились женские диссидентские журналы, освещавшие множество проблемных ситуаций: от психологического аспекта взаимоотношения двух гендеров до абортов и изнасилований. Авторы журналов выступали в первую очередь с христианских позиций, а идеи феминизма отодвигали на второй план.
Подобный самиздат пользовался популярностью за рубежом, но внутри страны изъятия происходили спецслужбами моментально. Феминистки того времени преследовались КГБ, а тех активисток, что занимались самиздатом принуждали покинуть родину.
В наше время женский вопрос считается успешно решенным и закрытым — законодательство обеспечивает дамам всех возрастов политические, социальные и прочие права наравне с мужчинами.
Фото: brooklynbuzz.com