Второй час ночи…

(в изложении Е. Лазарева)

В первом часу ночи солнечная процессия только формировалась. Начиная со второго часа, она уже действительно вступает в подземные царства, которыми управляют различные божества — покровители мертвых. Первое из этих царств — Уэрнес. Барка, изображенная четвертой слева, называется Та — Которая — Несет — Уэрнес. В барке — символ богини Хатор, поэтому можно допустить, что именно она управляет этой сферой запредельного мира А вот что говорит нам текст.

Пребывание Великого Бога в Уэрнес. 309 итеру составляет длина этого царства, 120 итеру — ширина. Души — Из — Дат — имена божественных существ в этом царстве. Тот, кто знает их имена, пребудет с ними, и этот Великий Бог оделит его землями в царстве Уэрнес. Он будет останавливаться вместе с Тем — Который — Останавливается, будет следовать за этим Великим Богом. Будет он входить в землю и раскрывать Дат, будет отсекать локоны Курчавым. Пройдет он рядом с Пожирателем осла следом за Маат, которая оделяет землями. Всегда будет он есть хлеб на Барке Земли. Будет дан ему передний канат Татуби (эпитет бога Солнца, чью барку покойный будет тянуть на канате. — Е. Л.). Эти души из Дат нарисованы в своих формах в сокрытом Помещении. Начало письма — на западе. Будет им слагаться жертва на земле в их именах. Это полезно человеку на земле, поистине прекрасно миллион раз! Тот, кто знает слова, которые эти боги из Дат говорят этому Богу, и слова, которые этот Бог говорит им, — тот приближается к запредельным. Это полезно ему на земле, поистине прекрасно! Имя часа ночи, который сопутствует Богу в этой сфере: Мудрый — Который — Охраняет — Своего — Владыку.

Текст требует пояснения. Уэрнес значительно больше того преддверия иного мира, которое было описано в первой части книги. Уэрнес обширнее и географического Египта: около 1250 км в ширину и 3200 км в длину! Это обводненная местность с плодородными полями. Там обитают блаженные души, которые сбегаются на весть о приближении божественной процессии.

В процессии пять ладей. О Барке Солнца мы уже знаем; теперь на ней появились еще две кобры: Изида и Нефтида. Процессию ведет за собой ладья месяца с богом Тотом. Там видны две формы, соответствующие двум фазам Луны: месяц и диск. На следующей барке — эмблема богини Хатор. В носовой части барки — скарабей, уже знакомый нам. О третьей ладье (с крокодилом) трудно что-либо сказать, так как нет поясняющего текста. В четвертой ладье — три божества, два из которых (стоящие) носят имена богов хлеба, что подтверждается стилизованными изображениями колосьев. Экипаж этой барки и некоторые персонажи из нижнего регистра (с колосьями в руках или на голове) связаны с мотивом раздачи земель Великим Богом. В этом часу господствует непроницаемая тьма; путь освещают персонажи со звездами. Из тьмы к Богу летят голоса различных существ, которые славят его приветственным гимном. Великий Бог их не видит, но обращается к ним, давая указания, которые свидетельствуют, что мертвые в Уэрнес ожили, освободились от погребальных пелен, могут свободно двигаться и принимать дары Бога.

Все это касается и живых. Тот, кто знает суть Книги, уподобляется счастливцам из Уэрнес, может присоединиться к солнечной процессии и устремиться через Дат, останавливаясь там же, где и Бог. Упоминание о Курчавых связано с препятствием, которое может возникнуть вскоре после преодоления врат Дат. Курчавые — это четыре ветра в образе кудрявых юношей (или с юношеским локоном на лбу). Они могут преградить дорогу Солнцу, которое их укрощает, хватая за волосы или отсекая локоны.

Пожиратель осла — персонаж с головой быка, который сидит на троне (в нижнем регистре) с ножом в руке. Осел был посвящен Сету, врагу и убийце Озириса. Каждый, кто стремится в рай с нечистой совестью, уподобляется врагу Озириса. Его ждет смерть от Пожирателя осла. Тот же, кто чист (а только чистый в состоянии познать суть Амдуат), спокойно пройдет мимо грозного демона.

В Уэрнес изображены еще несколько персонажей, чьи имена говорят о том, что в этом царстве ни один враг Солнца или Озириса не имеет шансов спастись. Вот примеры: Та — Что — Пожирает — Мертвых, Тот — Кто — Вызывает — Падение, Кто — Отсекает — Тени, или Тот — С — Могучим — Плечом — Который — Бьет — Своих — Врагов. И судки умерших, сидящие в ряд, напоминают о возможной гибели грешника. Эта двойственность запредельного мира соответствует извечному противостоянию добра и зла, что нашло выражение в мифе об Озирисе и Сете, о борьбе с Сетом мстителя Гора. В своей основе оба эти божества имели позитивный характер, что не отрицает некой демоничности Сета. Общий знаменатель для них — связь с Озирисом, на что в этой части Книги Амдуат указывает двуглавый персонаж в верхнем регистре — с головами сокола-Гора и Сета. Рядом находятся: уже знакомая персонификация Указаний Озириса (стела с человеческой головой) и два жезла Озириса — символы его власти в Царстве Мертвых. В верхнем и нижнем регистрах — еще несколько образов, которыми воображение египетских теологов населило Уэрнес. Мы же вместе с Солнцем отправимся дальше, простившись с замыкающим врата стражем, чье грозное имя звучит так: Тот — Кто — Из — Двойного — Пламени.

Части книги:

  • Первый час ночи…
  • Второй час ночи…
  • Третий час ночи…
  • Четвертый час ночи…
  • Пятый час ночи…
  • Шестой час ночи…
  • Седьмой час ночи…
  • Восьмой час ночи
  • Девятый час ночи…
  • Десятый час ночи…
  • Одиннадцатый час ночи…
  • Двенадцатый час ночи и восход солнца…

второй час ночи. Ленинградка. Химки.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: