Первый час ночи…

(в изложении Е. Лазарева)

Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III тыс. до н.э. — со времен Древнего царства: Тексты пирамид, начертанные на стенах гробниц фараонов, повествуют о том, как усопший царь в барке ночного Солнца свершает путь в глубинах подземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни. Затем в Египте произошло то, что историки называют демократизацией загробных верований. В середине II тыс. до н.э., в эпоху Нового царства, усложненные, гораздо более подробные, чем прежде, тексты появляются уже в гробницах людей средней руки. Эти творения египетской религиозной мысли и называют обычно Книгой мертвых.

Действительно ли жрецы Нового царства ввели дополнительные описания того света? Может быть, демократизация загробных верований — это раскрытие таинств, прежде запретных для широкого круга людей? Ведь загробный мир египтян — царство Дат — находится не в географическом пространстве. Это пространство мифа, и в нем одновременно, в одном и том же месте, происходят смерть и рождение человека, закат и восход Солнца, гибель и новое рождение Вселенной. В этом же реально-ирреальном пространстве свершалось и посвящение в мистерии, которое воспринималось как второе рождение человека. Об этом упоминает в Метаморфозах Апулей, посвященный в мистерии Изиды: Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя через все стихии; в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал перед богами подземными и небесными и вблизи поклонился им (Апулей. Апологя. Метаморфозы. Флориды. М., 1959). Познавая законы ночного пути Солнца, египтянин проникал в тайну рождения и созидания всего, что он видел вокруг, поскольку единство мира было главным принципом мироустройства в мифологической системе мышления.

До нас дошло несколько произведений эпохи Нового царства, которые можно назвать Книгой мертвых. Каждое из них разделяется на 12 частей — часов ночи, 12 ступеней посвящения. Их можно понять только в единстве текста и символических изображений: мифологическое мышление синтетично.

Пожалуй, наиболее доступна для современного восприятия Книга Амдуат — Книга того, что в Дат. Мы предлагаем ее вниманию читателей в переводе и с комментариями польского египтолога Анджея Нивинського. Вслед за солнечной баркой мы проследуем по запредельному царству, где не действует логика будничного мира, где исчезают привычные представления о структуре пространства и времени, где властвует вечность. В конце пути ждет радостное возрождение Солнца и человека, подобное раскрытию лотоса. Но этот праздничный миг далеко.

Солнце вступает в первый час ночи…

Послание из Сокрытого помещения. Места пребывания душ, богов, теней и блаженных; а также то, что они делают. Начало — Рог Заката, врата западного горизонта, конец — первичный мрак, врата западного горизонта.

Так звучит полное заглавие Книги Амдуат. Ее священный оригинал, по представлениям египтян, записан на стенах Сокрытого Помещения в царстве Дат. Рог Заката — это гора, за которой садится Солнце. Книга написана для того, чтобы познать запредельные души, познать, что они делают, познать их изменения для Ра. Чтобы познать таинственные души и то, что они делают, чтобы знать находящееся в отдельных часах и познать богов этих часов. Чтобы знать, к чему Он (Великий Бог. — А. Н.) их призывает. Чтобы познать врата и дороги, по которым странствует этот Великий Бог, чтобы познать течение часов и их божества. Чтобы познать тех, которые преуспели, и тех, которые истреблены.

Итак, барка со старым, вечерним солнечным богом вплывает в подземный мир. На носу барки стоит Упуаут — Отверзающий дороги, рядом с ним — Сиа, персонификация творящего ума Великого Бога. Далее — Госпожа ладьи, богиня, направляющая ход барки во время первого часа ночи. Посереди не возвышается наос — вместилище бога Солнца, названное просто Телом (египтяне обычно передавали абстрактные понятия очень конкретными образами). На корме — солнечный бог Гор с головой сокола, а за ним — изображенные шеренгой бог мудрости Тот, бог Ху — персонификация божественного слова — и два божества, управляющие рулем. Две богини с перьями на голове, стоящие перед баркой, — это Две Правды (Маат), ибо в Дат находятся не только блаженные, но и осужденные души. От врагов солнечного бога защищают в первом часу ночи Тот — Который — Ранит (фигура с ножом перед Маат) и три змея, изображенные ниже.

Следующая группа фигур характеризует различные аспекты бога Солнца. Мумия в короне — Озирис, Владыка Запада, олицетворяет эсхатологический аспект бога, львиноголовая Сехмет — его грозную силу. Фигура с головой барана (Великий Озаряющий) передает аспект солнечного блеска. Четыре стелы, увенчанные человеческими головами, названы Указаниями, которые дает Ра и соответственно также боги Атум, Хепри и Озирис — четыре формы Великого Бога (Ра — владыка живых, Озирис — мертвых, Атум — ночное Солнце, а Хепри — дневное).

На обоих берегах подземной реки — ликующие души усопших (по законам построения египетского рисунка они оказываются вверху и внизу). Великий Бог приветствует их, дает животворные указания и оделяет блаженных материальными благами. Ему помогают в этом своеобразные снабженцы (изображены перед тремя змеями). Группа обезьян вверху — это стражи первых врат, отделяющих день от ночи. Подобная группа внизу — как бы оркестр, сопровождающий вступление солнечной барки. Двенадцать кобр, извергающих огонь, рассеивают мрак, царящий в Дат.

Да, старое Солнце вступило в Дат, умерло, но уже в нервом часу ночи ему сопутствует элемент грядущего воскресения из мертвых — образ утреннего Солнца, священный скарабей, плывущий в барке, где ему поклоняются два божества. Бег времени в царстве вечности символизирует фигура перед поднявшимся на хвост змеем, держащая в руке слегка изогнутую волшебную палочку — Тот — Кто — Измеряет — Часы. Ниже — изображения, означающие достижение границ первого часа ночи. Это межевой столб, увенчанный рогами (Тот — Что — Разделяет — Долину), и божество, обращенное навстречу всей процессии, — Тот — Кто — Запечатывает — Землю — служитель, замыкающий врата первого этапа странствия Солнца.

А вот текст краткого варианта Книги Амдуат, повествующий о первом часе ночи: Этот бог вступает в землю, во врата закатного горизонта. Сто двадцать итеру (1 итеру = 10,5 км.) предстоит ему пройти в этой сфере, прежде чем он достигнет богов загробного мира. Долина Ра — имя первого поля Дат. Здесь он наделяет землями богов, которые ему сопутствуют. В этой сфере он начинает давать указания и заботиться об усопших. Это исполнено в соответствии с образцом, что в Сокрытом Помещении Дат. Кто знает эти образы, сам уподобляется Великому Богу. Это благоприятно для него на земле, поистине прекрасно! Необычайно полезно это для него в Дат. Тот — Что — Раскалывает — Лбы — Врагов — Ра — имя этого первого часа ночи, который сопутствует в этой сфере этому богу.

Части книги:

  • Первый час ночи…
  • Второй час ночи…
  • Третий час ночи
  • Четвертый час ночи…
  • Пятый час ночи…
  • Шестой час ночи…
  • Седьмой час ночи…
  • Восьмой час ночи…
  • Девятый час ночи…
  • Десятый час ночи…
  • Одиннадцатый час ночи…
  • Двенадцатый час ночи и восход солнца…

НИКОГДА НЕ СТАВЬ БУДИЛЬНИК НА ЧАС НОЧИ! (Хаски Бандит) Говорящая собака


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: