А вы знаете, как создавались самые великие в мире книги. Кто или что вдохновляло писателей? Муза приходит не всегда, а ведь она иногда очень необходима, нужны какие-то способы настроя на творчество. Так что же должно случиться, что должно окружать человека, какие факторы становятся для писателя решающими? Попробуем восстановить картину творческой атмосферы некоторых великих писателей и понять, что для каждого было важно, а что и вовсе было залогом успеха.
1. Агата Кристи (1890-1976)
Каждый читал хотя бы один детектив этой гениальной женщины, ее самые популярные произведения становились основой для фильмов, чего стоит «Убийство в Восточном экспрессе». Работала Агата в простых условиях — урывками, у нее не было специального помещения, кабинета. Она творила и в спальне, и за умывальным столиком, Кристи было все равно, где она присела. Все же, были и другие моменты, с ее слов: «Мне бывало немного неловко «идти писать». Но если удавалось уединиться, закрыть за собой дверь и сделать так, чтобы никто не мешал, то я забывала обо всем на свете». Вот в таких условиях создавались любимые во всем мире детективы простой домохозяйки.
2. Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896-1940)
Роман «По ту сторону» всемирно известный Фицджеральд написал в тренировочном лагере. У него были лишь перерывы во времени между службой, а после армии — ночью отдыхал в кабаках, до обеда спал и лишь иногда работал. Были у писателя и приступы активности, когда он писал за раз 8 тысяч слов, так рождались маленькие рассказы. Оставаться трезвым на протяжении трех-четырех часов писателю не удавалось во время написания «Ночь нежна». Сам же Фрэнсис говорит издателю, что алкоголь мешает ему в работе.
3. Гюстав Флобер (1821-1880)
Этот гений написал «Мадам Бовари» за пять лет. Работа шла медленно, автора очень мучил процесс, в неделю он мог написать всего лишь две странички. В десять утра Гюстав был на ногах, он читал письма, газеты, курил трубку, затем общался с матерью. После ванны писатель завтракал и обедал, потом по плану была прогулка. В день он отводил время и работе с племянницей — преподавал ей историю и географию. До семи часов вечера ежедневно Гюстав читал, он ужинал и снова принимался за разговоры с матерью. Сочинять Флобер мог лишь ночью, он даже сказал: «В конце концов, работа — наилучший способ ускользнуть от жизни».
4. Эрнест Хемингуэй (1899-1961)
Этот всемирно известный гений просыпался на рассвете. Исключений не было даже тогда, когда Эрнест напивался ночью и поздно ложился спать. До полудня ежедневно Хемингуэй трудился, он стоял возле полки, на которой стояла печатная машинка. Когда автор исписывал все листы карандашом, он снимал доску, которая была выстелена листами, и перепечатывал свой текст. Так, ежедневно гениальный писатель считал, сколько им написано слов, даже строил график. Хемингуэй говорил: «Когда заканчиваешь, чувствуешь себя опустошенным, но не пустым, а вновь заполняющимся, словно занимался любовью с любимым человеком».
5. Джеймс Джойс (1882-1941)
У Джойса не было как таковой системы дня или работы. До десяти часов он обычно спал, в постели завтракал, потом давал уроки английского (так он зарабатывал на жизнь), а еще играл на пианино. Надо сказать, что писатель постоянно занимал у всех денег, он забалтывал своих кредиторов разговорами о политике. Кстати, чтобы создать всемирно известного «Улисса» писатель трудился семь лет. За эти годы он восемнадцать раз переезжал в Швейцарию, Италию, Францию и восемь раз переносил болезни. О себе гений говорил: «Человек малодобродетельный, склонный к экстравагантности и алкоголизму».