Похлёбка из камней

Однажды к Дов Беру, Маггиду (еврейскому традиционному проповеднику) из Межирича, приехал богатый купец. Ребе как раз вкушал скромную трапезу вместе с учениками, и купец присоединился к ним.

— Скажи мне, — спросил Маггид, — вот ты — человек богатый и благочестивый. Чем ты питаешься?

Купцу польстило то, что Маггид упомянул не только его богатство, но и религиозное рвение. Ведь, действительно, он трудился в поте лица своего и в делах коммерции, и на ниве веры.

— Видишь ли, ребе, — заговорил гость, явно довольный собой, — я мог бы позволить себе самые изысканные яства, но боюсь, как бы они не совратили меня с пути праведного. Поэтому и ограничиваюсь пищей беднейших: кусочком хлеба да щепоткой соли.

— Какое кощунственное пренебрежение к Создателю! — воскликнул Маггид. — Он благословил тебя богатством и могуществом, а ты отказываешься от тех радостей, которые им сопутствуют. Это оскорбляет Бога, даровавшего тебе такие блага. Отныне ежедневно вкушай мясо и пей хорошие вина!

Гость был потрясён. Ученики Маггида тоже пребывали в смятении. Когда купец ушёл, они стали просить ребе объяснить эти слова. Ведь очевидно — купец искренне старался избежать мирских соблазнов, а Маггид упрекнул его именно за это.

— Может, и так, — ответил Дов Бер. — Но вот что я скажу: если этот богач станет вкушать мясо и пить вино, то, несомненно, поймёт, что беднякам нужны, по меньшей мере, хлеб с солью. Если же сам он будет обходиться хлебом и солью, то скоро придёт к выводу, будто бедняку достаточно воды и камней.

Комментарий Рами Шапиро Какая добродетель лежит в основе глубочайшей веры? Самоуничижение? Смирение? Доскональное исполнение ритуалов своей религии? Для Дов Бера эта добродетель — щедрость. Богатый и набожный купец воспринимал своё богатство как искушение, испытание воли. Он мог наслаждаться богатством, но не делал этого, ибо боялся выказать недостаток благочестивого смирения. Потому жил по-нищенски, чем и гордился. Этот купец совершил целый ряд ошибок. Во-первых, не пользовался дарами, которые получал от жизни, и значит, вёл себя неблагодарно. Во-вторых, не делился богатством с другими, и значит, проявлял скупость. В-третьих, не понимал истинную природу человеческого служения Богу: делать добро другим. И значит, не мог возлюбить ближнего как самого себя. Или мог?

Наверное, он всё-таки любил ближнего как самого себя. Но проблема заключалась в том, что себя-то как раз он любил недостаточно. Ребе Дов Бер хотел, чтобы этот человек полюбил себя — тогда он смог бы полюбить Бога и ближнего. Ты здесь для того, чтобы служить Богу, поступая по-божески по отношению к тем, кто тебя окружает, и, в конечном счёте, по отношению к самой жизни. Дарами делись с другими.

Тот, кто по-настоящему любит Бога, любит жизнь и всё живое. Принимай дары, приносимые жизнью, радуйся им и используй их наилучшим образом. Тогда обнаружишь в себе щедрость духа, которая раскроет сердце твоё и твои ладони, чтобы поделился ты дарами с миром.

Сказки народов мира — Аудиокнига


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: