Фото: blagin-anton.livejournal.com
Нынешнее значение само это слово получило только в 30-х годах прошлого века из-за того, что стала символом фашисткой Германии, кровавого Третьего Рейха и последующих печально известных событий. Раньше же в течение тысячелетий свастика или — ярга — обозначала исключительно процветание и благополучие.
Свастика раньше была символом Солнца на всей Земле
Изначально это был символ Солнца у многих народов. Эти символы использовались по всей планете.
На Руси издревле и до разрушения патриархального уклада женщины вышивали и ткали узоры, в основе которых был крест с загнутыми концами. А названий у этого символа было множество, в каждом крае — своё.
В Тверских землях изображение свастики называли вьюн, и в свадебной обрядности он означал продолжение рода молодой семьи, в южнорусском названии — четыреног, со всей наглядностью показывал образ неукротимого движения. В Вологде крест с загнутыми концами называли гуськами.
На русском Севере это изображение носило название заяц, заинька, заюшка. И соотносился этот знак с бесконечным движением жизни на земле, подобно вечному бегу солнца, а по некоторым данным его корни уходят в схему нашей галактики, имеющей четыре рукава.
И в этом тоже проявлялось здравомыслие наших предков, почитание традиций и ценного опыта народа.
Русская ярга — процветание и благополучие
По степени распространенности свастики Россия тогда не уступала даже такой густо насыщенной арийской символикой стране как Индия.
Яргу можно встретить практически на любых самых разных предметах русского народного творчества: в орнаменте вышивки, в ткачестве, в резьбе и росписи по дереву, на прялках, на вальках, на набойных и пряничных досках, на оружии и экипировке, на керамике на полотенцах, передниках, скатертях, поясах, кокошниках, мужских и женских рубахах, сундуках, наличниках, ювелирных изделиях…
Одним словом — везде. Эти солнечные жизненные символы были распространены, в том числе и на православной священной церковной утвари, а до этого — на сакральных языческих предметах.
Знак свастики использовался постоянно русскими ткачихами, вышивальщицами, кузнецами и всеми остальными мастеровыми людьми. Они наносили его на очень многие свои изделия, возможно, что даже намного чаще других.
Обилие и разнообразие свастичных мотивов в нашей исконно русской народной вышивке способно просто повергнуть в шок неподготовленного человека, считающего свастику — чисто фашистским знаком.
Если собрать только русские полотенца, скатерти, подзоры, рубахи и пояса с вышитыми на них свастиками из запасников всех российских музеев и отечественных частных коллекций, то уже для их размещения не хватило бы даже всех огромных залов вместе взятых наших крупнейших музеев — Эрмитажа и Третьяковки.
Фото: Kohinor — LiveJournal
Солнечные знаки на нашем Севере и вокруг Руси
Свастичные мотивы в народной вышивке и других древних промыслах встречаются не только в центре Руси, но и буквально повсюду — на её окраинах с края до края и вокруг: на Украине, в Белоруссии, по всей Восточной Европе и на юг — в Средней Азии и дальше.
Однако приоритет в использовании свастики, наибольшему количеству ремейков принадлежит, конечно же, Русскому Северу.
Это объясняется очень просто: с насаждением христианства наиболее упёртые и стойкие приверженцы старой веры уходили именно на Север — туда, где этого ещё не было, куда это придёт ещё не скоро, а за малолюдством на огромных пространствах легко было укрыться.
Испохабливание свастики — ещё одно преступление фашизма
Начиная с конца 30-х годов, а особенно в начале 40-х годов ХХ века — после нападения фашистской Германии на Советский союз все предметы со свастикой, включая чуть ли не последнюю крестьянскую одежду с вышитыми на ней символизирующими благополучие знаками, повсеместно изымалась и уничтожалась.
Ведь теперь они приобрели уже другой — прямо противоположный смысл, несли ненависть, разрушение, насилие и смерть.
«На севере специальные отряды ходили по русским деревням и силой заставляли женщин снимать юбки, поневы, передники, рубахи, — пишет известный советский и российский писатель, доктор философских наук Валерий Дёмин. — Их тут же бросались в огонь».
В некоторых местах дело доходило до того, что опасаясь репрессий, сами крестьяне начинали уничтожать полотенца, предметы одежды с вышитыми на знаками свастики.
«Даже те бабушки, которые век от века вышивали этот знак на рукавицах, после Отечественной войны стали называть его «немецким знаком», — отмечает историк, религиовед, культуролог, публицист Роман Багдасаров.
Советской властью свастика всячески искоренялась из народных промыслов. Хотя она даже тогда ещё присутствовала на денежных купюрах и на печатях государственных учреждений. Но было лишь вынужденной временной мерой. Позже свастика была убрана и здесь.
Хотя существуют сферы, искоренение свастики из которых было затруднительно. В первую очередь, это — архитектура.
Мы и сейчас можем видеть множество свастичных символов и орнаментов на многих архитектурных памятниках — свидетелях прошлых эпох с древности достаточно далёкой. Это касается, как внешнего оформления зданий, так и интерьеров.
Не потеряйте Главную тему в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках…
Свастичные символы в архитектурных элементах можно наблюдать практически по всей России, а наибольшее количество ярги в архитектуре встречается в бывшей столице — городе Санкт-Петербург.