Фото: RulePanel
В июне 1782 года фрегат «Гросвенор», принадлежащий британской Вест-индийской компании, под командованием опытного капитана Коксона вышел из порта Тринкомали на восточном побережье острова Цейлон и направился в Англию.
Ему предстояло обогнуть Африку. Корабль взял курс к мысу Доброй Надежды.
Великих моголов золотой трон
На борту находилось 370 человек, включая 150 пассажиров. Коксон планировал за три недели достичь южной Африки, побыстрее обогнуть мыс с красивым названием, но дурной репутацией. Дальше уже можно было спокойно идти к родным английским берегам.
Фрегат вёз 720 слитков золота, 1 450 серебра, 19 неподъёмных сундуков с сапфирами, изумрудами и алмазами, да ещё золотых монет на огромную в то время сумму 17 000 фунтов стерлингов. Но это всё было не главное.
Самая большая, просто фантастическая ценность находилась в специально оборудованной для этого каюте — в огромаднейшем ящике. О ней ещё за месяц до выхода в море капитан Коксон не удержался намекнуть в письме к супруге: «Я скоро прибуду с сокровищем, которое потрясёт всю Англию».
Сопоставив это туманное сообщение со слухами, которые ходили среди чиновников, готовивших «Гросвенор» в путь, исследователи пришли к выводу, что на судне находился легендарный трон, украшавший роскошную и обширную резиденцию Великих Моголов в Дели.
Искусные индийские мастера изготовили трон из чистого золота. Боковые стороны изображали павлинов, их раскрытые хвосты были усеяны драгоценными камнями. Двенадцать золотых стоек поддерживали золотой балдахин, также инкрустированный каменьями.
Павлиний трон признавался священной реликвией Великих Моголов. Его запрещалось даже показывать иноверцам и иностранцам.
Роковой мыс Доброй Надежды
В ночь на 4 августа ветер заметно усилился и стал попутным. Ранним утром, когда пассажиры и большинство команды нежились в постелях, их поджидал страшный сюрприз.
До мыса Доброй Надежды должно было оставаться свыше ста миль, но вдруг он вырос прямо перед кораблём! — На истошные крики вахтенного на палубу капитан выскочил, в чём был.
В один момент оценив обстановку, Коксон начал отдавать чёткие грамотные приказы. Матросы карабкались по вантам и рассыпались по реям, скорее убирая паруса. Судно накренили пытаясь, что есть силы утвернуться, но было уже слишком поздно.
Крушения избежать не удалось. Скалы и подводные рифы заскрипели о корпус «Гросвенора» — последовал удар, треск обшивки… Теперь нужно было как можно быстро перебираться с гибнущего корабля на сушу.
Матросы сумели бросить якорь и закрепить канат за выступ рифа. Цепляясь за него руками и ногами, пассажиры и матросы перебирались на риф, но многие при этом срывались. Они быстро тонули в разбушевавшемся море или сразу разбивались о скалы.
Из трёх наскоро сколоченных плотах команда пыталась перевезти женщин и детей, один из них опрокинулся, и все находившиеся на нём также погибли.
Пройти дорогой смерти многим все же удалось
Когда совсем рассвело, шторм немного ослаб. Поиски и переклички показали, что выжило всего 123 человека, в том числе 20 женщин и детей. Жертвы кораблекрушения находились между Дурбаном и портом Элизабет. На кратком совещаним решили идти к порту тремя партиями.
Первую, состоявшую в основном из матросов и офицеров «Гросвенора», возглавил второй помощник. Эта ударная команда должна была вести разведку, прокладывать путь и обеспечивать безопасность всей колонны.
Второй партией, состоявшей из женщин, детей и стариков, руководил третий помощник. Третью — арьергардную — возглавил сам капитан Коксон, вооружённый пистолетом с двумя зарядами пороха. Задача этой группы была прикрывать тыл.
Но до порта Элизабет дошёл только один матрос Уильям Хабберне, когда с момента крушения прошло целых два с половиной месяца. На поиски остальных сразу же была снаряжена экспедиция из 300 человек.
Пройдя свыше 300 миль, им удалось обнаружить место, где ранее располагался лагерь. Но всё, что удалось им найти: кострища, несколько взрослых и детских скелетов, да полуистлевшая европейская одежда.
Капитан Коксон погиб. А помимо Хабберне из передового отряда выжило только семь моряков.
Уже в 1790 году голландский губернатор в Кейптауне получил известия, что в Пондоленде среди жён вождей некоторых племён есть белые женщины.
Удалось выяснить, что были это пять пассажирок «Гровенора», но все они категорически отказались возвращаться в Великобританию и даже не захотели встречаться с губернатором. Женщины предпочли остаться со своими новыми семьями.
Поиски сокровищ продолжаются
А к месту гибели судна уже потянулись искатели сокровищ. В 1800 году англичане Александр Линдсей и Сидней Тернер снарядили экспедицию, наняв три десятка ныряльщиков-малайцев, которые обследовали дно вокруг «Гросвенора».
Они подняли на поверхность свыше тысячи золотых и серебряных монет, несколько десятков золотых колец, но это лишь с трудом окупило затраты на экспедицию. В 1842 году за подъём «Гросвенора» взялось британское Адмиралтейство с его профессиональными инженерами.
Было установлено, что корпус корабля занесло песком и тяжёлыми горными породами. Поэтому инженеры профессионально пришли к выводу, что в данных условиях нет никаких перспектив высвободить «Гросвенор» из каменного плена.
В 1905 году группа авантюристов организовала в Йоханнесбурге «Синдикат по спасению «Гросвенора». Целый год ушёл только на то, чтобы заново найти похороненный на дне фрегат. Зато в 1906 году искатели кладов смогли достать с морского дна 250 золотых монет и 30 пушек.
Не потеряйте Главную тему в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках…
Однако попытки очистить корпус затонувшего корабля от песка с помощью землеройного снаряда больше походили на сизифов груд, ибо на каждую тонну вынутого снарядом песка волны нагоняли две тонны новых подводных барханов.
Изобретались всё новые методы, чтобы добраться до фрегата. Так, в 1921 году экспедиция американского миллионера Пита Крайна пыталась достичь трюмов «Гросвенора», прорыв туннель с берега до остова корабля, увы, удачи так никто и не достиг.
К настоящему времени кладоискатели достали около 800 золотых монет и чуть больше половины пушек фрегата. Бесценное же сокровище Великих Моголов по-прежнему ждёт того счастливчика, что сумеет извлечь его из-под воды.