Текст этого сказания содержится в (около 900 года), толкующем многие понятия и имена с помощью различных преданий. На русский язык оно переводится впервые.Как и в одной из , в основе этого повествования — конфликт между поэтом и королем, в котором главным оружием поэта-филида всегда была песнь поношения (глам дицин).Точно так же, как стих поэта мог сотворить и взрастить короля, сатира поэта могла короля уничтожить. Сатира сводила на нет и влекла за собой потерю лица, которая делала невозможным для него сохранить свое положение. Речь идет об ]. В сущности, глам дицин столь же непреодолим и фатален, как гейс, наложенный кем-либо на кого-либо. Злоупотребление поэтической властью — и во второй истории о Монгане, и в данном сказании- оборачивается поистине бедой для тех, против кого этой властью злоупотребляют.
Гайре, то есть , как в песнепоношения, которую поэт Нейде, сын Адны, сына Гутора, сочинил на короля Коннахта, брата своего отца, а именно на Кайера, сына Гутора; ибо Кайер принял Нейде как своего сына, из-за тогочто не имел собственных сыновей. Жена Кайера восчувствовала преступную страсть к Нейдеи, чтобы притянуть его любовь, предложила ему шар из серебра. Нейде не принял его и не соглашался на ее предложения до тех пор, пока она не предложила сделать его королем Коннахта после его дяди Кайера.
— сказал Нейде.
.
.
— .
Нейде пошел тогда и попросил у Кайера нож.
.
Нейде сочинил тогда глам дицин, или скороспелую песнь поношения, на него, и немедленнона его щеке появились три волдыря. Песнь поношения была такова:
Зло, смерть и короткую жизнь Кайеру;
Пусть копья битвы поразят Кайера;
Отвергнут землею и почвой Кайер;
Под насыпями и валунами лежать Кайеру.
Ранним утром Кайер пошел к источнику умыться и, проведя руками по своему лицу, обнаружил на нем три волдыря, которые вызвала песнь поношения, а именно: волдыри , и — малинового, зеленого и белого цвета.
Обнаружив свое несчастье, он немедленно убежал, дабы ни один из тех, кто знал его, не увидел его позора; и он не останавливался, пока не достиг Дун Кеармна, жилища Кахера, сына Эйдирсгула, главы той округи; там он был хорошо принят, как чужеземец, хотя достоинство его не было известно.
Нейде, поноситель, тогда присвоил владычество над Коннахтом и продолжал править им в течение года.Год попользовавшись своим дурно приобретенным положением, Нейде начал раскаиваться в том, что несправедливо причинил Кайеру так много несчастья, и, обнаружив спустякакое-то время его прибежище, он решил посетить его. Он отправился, стало быть, в любимой колеснице Кайера и сопровождаемый женой короля; и в должное время онприбыл к Дун Кеармна.
Когда прекрасная колесница прибыла на лужайку Дуна, ее наружность была пытливо рассмотрена Кахером и его людьми.
, — говорил каждый. На это появился Кайер и ответил:
.
— , — сказал Кахер, сын Эйдирсгула, который не узнавал Кайера до сих пор.
-сказал Кайер; и он помчался через дом и тотчас исчез в широком валуне, который стоял позади дома, в трещине,в которой он спрятался.
Нейде последовал за ним через дом, и борзая собака Кайера, которая его сопровождала, вскоре обнаружила своего хозяина в трещине валуна позади дома. Нейде приблизился к нему, но когда Кайер увидел его, он упал мертвым от стыда. Валун тогда вскипел, раскалился и лопнул при смерти Кайера, и осколок его вошел в один глаз Нейдеи вбил его в голову, после чего Нейде сочинил искупительную поэму.