Биси — помесь китайского дракона с китайской же черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии.
Повадки биси традиционно описываются как «биси любят носить тяжести», и поэтому в китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой и/или косматой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом.
В древних китайских традициях черепаха часто являлась символом баснословного долголетия; её форма связывалась со строением мироздания; приписываемая черепахам близость к божественному обусловила их использование для гадания. Все эти факторы могли служить основанием для выбора черепахи как символического существа, по чьему образу и подобию должно строить сооружения, рассчитанные на вечность.
Другие китайские названия, употребляемые для таких каменных черепах — «гуйфу» и «бася». Чаще всего, впрочем, монумент такого типа описывается просто как «стела, несомая черепахой».
Происхождение традиции
Традиция установления стелы на каменную черепаху началась не позднее III в. н. э.
К несколько более позднему времени (272 г) относится хранящийся в Нанкинском музее керамический сосуд «хуньпин», украшенный миниатюрной скульптурной группой, включающей в себя модель черепахи со стелой, сооружённых цзиньским губернатором города Чанша.
Поскольку во времена лянской и последующих Южных Династий украшать гробницы стелами и скульптурами на поверхности земли разрешалось лишь членам императорского дома,менее знатным персонам приходилось довольствоваться миниатюрными стелами (табличками) c эпитафиями, спрятанными внутри гробниц. Эти мини-стелы (так называемые «мучжи») нередко также стояли на небольших каменных черепашках. Существовала и довольно редкая форма «мучжи» без стелы как таковой; в этом случае эпитафия могла быть написана прямо на черепахе.
Биси в период Минской и Цинской династий
Большинство биси, сохранившихся до наших дней, относятся к Минской и Цинской династий Китая.
Согласно правилам, утверждённым основателем династии Мин Чжу Юаньчжаном (император китайской Империи Мин c 23 января 1368 года до своей смерти в 1398 году, основатель династии) в год её провозглашения (1368 г), мавзолеям мандаринов высших трёх разрядов полагалось 6 статуй животных и стела, стоящая на черепахе, и увенчанная сплетёнными безрогими драконами чи. Представителям 4-го и 5-го разрядов также полагалась биси со стелой того же типа, но лишь с 4 животными. Мандаринам низших, 6-го и 7-го разрядов ни животных, ни биси уже не полагалось: их увековечивала всего лишь стела с простым закруглённым верхом на обычном четырехугольном постаменте; ну а простолюдинам дозволялся лишь простой могильный камень.
В 1396 г. император сделал биси более эксклюзивными. Теперь биси полагались только дворянству высших степеней, и мандаринам высших трёх разрядов. При этом лишь стелы высших дворян (гун и хоу) и мандаринов первого класса были увенчаны безрогими драконами; при этом ансамбль их мавзолеев мог также включать статуи 2 человек, 2 тигров, 2 лошадей, 2 баранов, и 2 колонны. Стелы мандаринов второго разряда вместо драконов должны были увенчиваться единорогами , а третьего — мифическими животными тяньлу и бисе. Прочим чиновникам приходилось довольствоваться простыми стелами с закруглённым верхом на четырехугольном постаменте, и меньшим (или вообще никаким) набором статуй.
Когда сам Чжу Юаньчжан скончался в 1398 г, ключевым объектом его мавзолея Сяолин под Нанкином стала, естественно, установленная его сыном Чжу Ди стела на исполинской черепахе-биси. Длина черепахи 5,15 м, ширина 2,54 м, и высота 2,8 м; высота стелы вместе с черепахой составляет 8,78 м. Она находится в павильоне Сыфанчэн, при входе в мавзолейный комплекс.
Подобные же стелы можно увидеть и у гробниц большинства остальных минских и цинских императоров, а также по всему Китаю в местах, посещённых императором или каким-либо другим способом удостоенных высочайшего внимания. Огромное пресмыкающееся, величаво несущее плиту со словами императора и простирающее своё выразительное лицо к читателю, придавало особую значимость императорскому тексту. В наши дни текст на стеле многовекового возраста иной раз уже стёрся от эрозии, но его носительница-черепаха напоминает нам, что он был, и был важен.
Эволюция биси и легенды
За почти два тысячелетия своего развития мотив черепахи-биси претерпел определённые изменения. Если в сунскую и цзиньскую эпохи (XI в) черепахи выглядели весьма натуралистично, то к раннеминскому периоду (XV в) их лица и панцири начинают приобретать некоторое количество украшений, и к эре Цяньлуна (цинская династия, XVIII в) их головы, как правило, становятся совсем драконьими. (Ср. например сунских и цинские черепахи у храма Даймяо).
Как вероятно и было задумано скульпторами, гигантские каменные черепахи производили впечатление на население. Как и другие монументальные сооружения, они служили поводом к созданию легенд, особенно после того, как никто уже не помнил, в честь кого биси была установлена. В сборнике «Необыкновенные истории», приписываемом Жэнь Фану (460—508 н. э.), рассказывается про каменную черепаху, стоявшую на приморском холме, создание которой молва приписывала полулегендарному покровителю строителей Лу Баню (507—440 до н. э.). По легенде, каждое лето она уплывала в море, а на зиму опять возвращалась на свой холм.
В сборнике «Всякая всячина из Юяна» IX века содержится история о другой биси, любившей море. Отсутствие стелы на спине этой черепахи из уезда Линьи объяснялось следующим образом. По легенде, во времена Поздней Чжао (одно из 16 варварских государств, на которые распался в IV веке Северный Китай 319—351 гг. н. э.) эта черепаха каждую ночь ходила в море купаться, вместе с со стелой на своей спине, и потому каждый день на ней были свежие водоросли. Но однажды один человек стал украдкой следить за ней, и окликнул её, как раз когда она собиралась войти в воду. Черепаха испугалась и убежала, а стела упала с её спины и разбилась.
А в уезде Юйяао (пров. Чжэцзян) рассказывали историю про двух каменных черепах с царского мавзолея из соседнего уезда Фуян, повадившихся по ночам есть зерно с казённого склада. Им отбили рты, и исчезновение зерна прекратилось.