Афина и спарта – полюса античной демократии

Афина и спарта – полюса античной демократии

История Древней Греции изучается еще в начальной школе. Однако существует множество искаженных фактов и мифов о древнем государстве, которые закрепились в сознании людей как правдивые и верные.

Об Афинах и Спарте знают все — считается, что два государства полные противоположности. Афины — демократия и свобода, Спарта — деспотия и вечная война. Молодой человек из Афин был всесторонне развитым и образованным, а вот спартиат уже был готов к защите родины и беспрекословной борьбе. Однако это не совсем так. И в Афинах, и в Спарте мужчины обязаны были служить на защиту родины, и только после этого их уравнивали в правах с другими гражданами. В Афинах мужчина проходил воинскую службу уже к 20, а в Спарте к 30. Выборное право и участие в законодательстве и там, и там было одинаково.

Основное отличие между государствами заключалось в различии нескольких правил и порядков. В Спарте нельзя было наживать капитал, торговля и ремесло были запрещены. Люди не становились богатыми, в государстве было не принято иметь дорогие и роскошные предметы. Тем не менее, каждый гражданин был совладельцем угодий и семи илотов, работающих там. Илоты были похожи на крестьян, они подчинялись спартиатам, но все же обладали некоторыми правами, имели собственные дома и землю.

А вот в Афинах дела шли иначе — при более свободных правилах в стране, на каждого гражданина государства приходилось около 20 рабов. Здесь уже рабы не имели никаких прав и собственности.

Если сравнить положение женщины в обеих странах, то спартанским девушкам повезло больше — им давалось больше свободы, они могли даже участвовать в турнирах по гимнастике, в то время как девушек в Афинах закрывали в домах от внешнего мира. Но как же легенда о том, что именно в Спарте скидывали болезненных младенцев с горы? Как ни странно, этому поверью нет подтверждений. Археологи ни разу не находили скелет ребенка у скал, только останки взрослых.

Отдельно стоит отметить известную афинскую демократию. Основным руководящим органом в ней был, так называемый, демос, в который люди избирались прямым голосованием. Однако политика самого демоса был достаточно жесткой и имела явные признаки диктатуры. Демос практиковал борьбу с инакомыслием и был инициатором многочисленных войн, которые вели Афины. Также в Афинах была распространена политика сбора дани с союзников, которых немедленно карали при отказе от уплаты такого налога.

Именно это было причиной тому, что многие полисы выразили Спарте свою поддержку во время Пелопонесской войны.

Фото: roman-rostovcev.livejournal.com

Лекция 4. Вопрос 1. Афины и Спарта — полюса античной демократии


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: