Фото: Sesony.ru
Слово «экслибрис» (ex Iflbris) пришло в русский язык и многие другие языки из латыни. Переводится оно — «из книг». Экслибрис или книжный знак — это один из самостоятельных видов графики. Проставленный на книге он является знаком принадлежности — владельческой меткой книголюба, а также и своеобразной эмблемой библиотеки.
Конечно, каждый обладатель приличной библиотеки хочет не просто обзавестись каким-то экслибрисом, но таким, чтобы он был по возможности оригинален и неповторим. Хотя сделать это крайне сложно. Ведь — на нём обязательно должна быть книга. Или можно придумать что-то действительно оригинальное?
Давайте разберёмся с этой уже проходящей (или всё-таки — непреходящей) модой из прошлого. Ведь мода, как известно, дама крайне капризная и переменчивая, а главное — циклическая, очень часто возвращающаяся.
Знак книги — герб библиофила
В наше время экслибрис часто уже ставится печатью не на саму книгу, а на отдельный чистый листочек, который затем вклеивается на внутренней стороне книжного переплета, обычно — в левом верхнем углу. Это делается, как раз потому что мода на владельческие книжные знаки понемногу проходит.
Да ведь и большую личную библиотеку иметь, к сожалению, становится уже тоже не модно. Очень хочется надеяться, что это — ненадолго, а иначе — уже и надеяться-то будет практически не на что.
Выглядят экслибрисы всё-таки абсолютно по-разному. Знающие люди говорят, что в этом деле есть, где фантазии разгуляться. Однако неотъемлемой частью любого такого книжного знака является текст типа: «Exlibris», «Экслибрис», «Из книг…» или что-то подобное.
Дальше как правило следует фамилия, имя или инициалы владельца книги и всего книжного собрания. Ну и разумеется — какое-то по возможности оригинальное изображение. В итоге получается личный знак — практически герб — владельца.
Книжные гравюрки, если книголюб не может нарисовать сам, заказывают у художников. Графическая техника исполнения может быть разной: рисунок тушью, ксилография или литография.
Появились сразу за печатными книгами
Самые первые экслибрисы появились в Германии в XVI столетии почти одновременно с изобретением печатной машины и первыми книгами Гутенберга.
А Россию с экслибрисом познакомил царь Петр Первый. В начале XVIII века он из своих путешествий по Европе привез много книг. Среди них были и тома, украшенные миниатюрными гравюрами.
Первыми владельцами экслибрисов, естественно, вслед за царственными особами стали представители придворной знати и высокопоставленные государственные деятели. Их книги чаще всего украшались государственными или родовыми гербами. Вплетенные гордые девизы обычно писались на латыни.
Почти сразу с появлением экслибрисов началось и их коллекционирование — экслибристика. А потом изучение книжных знаков превратилось даже во вспомогательную историко-художественную дисциплину.
Ведь любой книжный знак — это, в первую очередь, отпечаток определенной исторической эпохи. К примеру, для XVIII-XIX веков были характерны так называемые супер-экслибрисы. Они были выполнены золотом поверх книжного переплета.
Главное, что экслибрис стал отражением литературных пристрастий, профессиональных и любительских интересов, духовного мира, а нередко даже личных черт характера владельца книги.
Например, в библиотеке военного книжные гравюры обычно бывают в армейском порядке. А на экслибрисах врачей черепа соседствуют с хирургическими инструментами, сложная медицинская техника — с аллегорическими фигурами…
На пересечении литературы и живописи
В XX веке экслибрис превратился в самостоятельный жанр графического искусства. Именно на это время приходится расцвет собирательства книжных знаков и личных листов (это — графический лист большего, чем экслибрис, размера, но малого тиража).
Как считают коллекционеры, такой графический лист гораздо лучше, реальнее отражает личность владельца, событие, эпоху, чем знак, воплощающий единственную связь — с книжным собранием. Но личный лист редко попадает на форзац книги. Чаще всего он оседает в папках экслибрисистов.
В Музее экслибриса и миниатюрной книги Международного союза книголюбов в Москве собрано порядка 50 тысяч книжных знаков из десятков стран. Среди миниатюрных книжных штампиков встречаются поистине шедевры графического искусства, которые продолжают вызывать у людей неподдельный интерес.